Выпуск № 180 от 27.09.2006 В августе истек срок действия договора, по которому фирма
"Созвездие" обслуживала 18 домов
Начиналось все в прошлом году, когда в городе впервые
были проведены конкурсы среди так называемых управляющих компаний, которые
хотели бы обслуживать жилищный фонд. Для Петербурга это стало своеобразным
ноу-хау. Считалось, что тем самым достигается главное - в коммунальную
сферу приходит рынок, приходит конкуренция. Правда, никакой конкуренции не
случилось. Восемь частных компаний просто взяли по нескольку лотов в
разных районах, что называется, "на пробу". "Конкурировали" они с местными
коммунальными конторами, которые, признаться, лишь формально участвовали в
конкурсах - так, для массовости. Управлять или обслуживать. Разница значительная. Главное
отличие в том, что управляющая компания получает право собирать квартплату
и маневрировать в рамках этих сборов: пускать средства на то, что
представляется ей наиболее нужным, использовать кредитные схемы,
вкладывать деньги в коммунальные технологии, которые в будущем принесут
экономию... В общем, хозяйствовать. По-настоящему управлять жилищным фондом частным фирмам не
позволили - только обслуживать: мелкий ремонт, уборка мусора, подготовка к
отопительному сезону... Обычные отношения заказчика и исполнителя: фирма
делает работу, комиссия жилищного агентства района принимает ее и
выплачивает деньги в зависимости от выставленной оценки. Но при этом в конкурсных условиях было прописано:
осуществить инвестиционные вложения в капитальный ремонт домов.
"Созвездию" было предписано вложиться в Красногвардейский район в сумме
чуть более полумиллиона рублей. Именно это условие, по мнению районного
жилагентства, компания и не выполнила. ...Жители поселка Беляевка, который на карте
Красногвардейского района давно уже числится улицей под названием "Дорога
в Рыбацкое", и мечтать не могли, что кто-то когда-то будет конкурировать
за право обслуживать их дома. Обслуживать здесь, собственно, нечего - две
двухэтажные мазанки и пяток деревянных домиков на два хозяина, жилье в
которых гордо именуется квартирами. Вода из колонки, канализации нет, местную кочегарку
несколько лет назад оккупировала многочисленная семья "шавермочников" без
регистрации и гражданства... Поселковая подстанция, похожая на ветхую
голубятню на столбе, как выяснилось, принадлежит частному лицу, которого
нигде в наличии нет. Переехал... А без него разрешение на демонтаж и на
реконструкцию никто дать не может. Как это получилось, никто ответить не
может. - Мой домик соорудили в 1948 году из тех досок, которые
остались от сгоревшего барака, - бабушка Калерия с нескрываемой гордостью
за свою тяжелую жизнь демонстрирует трухлявые стены и провисший потолок. -
Вот, пол отремонтировала, две доски новые положила, теперь ходить
можно... Калерия Дмитриевна Русакова - человек пожилой, живущий на
скромную пенсию... А в соседнем двухквартирнике проживает вполне
благополучная семья. Владимир Сулейманов - медик, работает в отделении
неотложной помощи 107-й поликлиники. Его жена Надежда - бухгалтер
контрольно-ревизионного управления правительства Ленинградской области.
Каждый год семья пытается подлатать свой дом - ничего не выходит. - Сделал ремонт в туалете. Через пару месяцев потолок
начал опускаться, - рассказывает Владимир Александрович. - На крышу лезть
опасаюсь. В общем, гвоздь здесь вбивать некуда... Беляевка - часть лота, доставшегося "Созвездию" на
конкурсной основе. Другая его часть несколько лучше - поселок Ручьи,
именуемый в официальных документах Пискаревским проспектом: несколько
домов - 3- и 5-этажных. - Логично спросить: зачем фирма ввязывалась в эту
историю, если знала, какой именно фонд нам будет передан на обслуживание?
- размышляет директор эксплуатационной конторы "Созвездие" Сергей
Марченко. - Конечно, знали, что плохо... Но не знали, насколько плохо.
Паспорта домов нам показали только через два месяца после конкурса. И
только после прямого вмешательства городского жилищного комитета. Многие экономические проблемы выявлялись уже в ходе
работы. Например, тот факт, что средства, которые платит население, при
перечислении на наш счет... облагаются НДС. А еще мы не могли
предположить, что наши предложения о самых неотложных работах, о
сотрудничестве в Красногвардейском районе окажутся никому не
нужными... У нашей компании на обслуживании есть дома еще в трех
районах Петербурга. Там тоже проблемный жилищный фонд, такие же жесткие
конкурсные условия. Но там контакты с районными администрациями позволили
сделать работу выгодной для фирмы и полезной для людей. А здесь... не
сложилось. Поначалу, в общем-то, сложилось. В Ручьях восстановили
уличное освещение - где было возможно; подремонтировали электрощитки;
подсыпали дорогу. Несколько раз организовали жителей на субботники.
Вывезли несколько десятков тонн мусора. Оборудовали контейнерную
площадку... Создали аварийную бригаду. Один дом в Ручьях и всю Беляевку
попытались признать непригодными для проживания. Попытка, правда,
провалилась, но ведь это была всего лишь первая попытка... Но главное, на что пришлось обратить внимание, - на
проблему отопления в Ручьях. Тепловики накануне отопительного сезона
предупредили, что состояние труб таково, что тепла в домах не будет. В
пожарном порядке пришлось менять стояки центрального отопления в четырех
самых проблемных домах: тепло сюда пришло. Стоимость работ как раз составляла примерно ту сумму,
которую фирме во время конкурса вменили в обязанность вложить в
капитальный ремонт в качестве инвестиций... Фирма потратила деньги на
подготовку к зиме, пребывая в абсолютном убеждении, что тем самым
выполняет конкурсные условия. А потом еще и поставила районную
администрацию в известность, что на замену оставшихся стояков потребно еще
около трех миллионов рублей. С этого момента отношения разладились совсем. В районном жилищном агентстве подчеркнули, что,
во-первых, в Ручьях и в 2002-м, и в 2003-м, и в 2004-м уже меняли
разводящие трубопроводы; во-вторых, адресная программа капитального
ремонта на 2005 - 2006 годы замены стояков в поселке не предусматривает. И
самое важное: жилищники и администрация района уже сформировали свою
программу ремонта с учетом полумиллиона инвестиционных денег. Планы были
простые - отремонтировать лестничные площадки... Косметически. - Сейчас каждый знает разницу между стояками и
разводящими трубопроводами, - говорит Сергей Марченко. - Первое - это
трубы, проводящие тепло по квартирам, второе - участки сетей на стыке
теплотрассы с тепловой системой дома. Первое - это сотни метров
зашлакованных ветхих труб, замена которых требует больших усилий и денег,
а второе - небольшие участки, доступ к которым открыт всегда. Вот и
получилось: мы пишем про одно, нам отвечают про другое... Мы - про трубы,
нам - про лестничные клетки. Нашла коса на камень. Бизнесмены в глубине души уверены,
что администрация блюдет честь мундира, не желая признавать многолетнее
отсутствие сколько-нибудь значительных ремонтных работ. А администрация
настороженно смотрит на бизнесменов, уверенная, что чистых помыслов у фирм
нет... Теперь они встретятся в суде и, скорее всего, к общему знаменателю
не придут. Аналогичная ситуация сложилась для фирмы и по другим
взятым ею конкурсным лотам. В дома Приморского района по условиям она
должна была вложить почти 6 миллионов рублей, Василеостровского - 5 с
небольшим миллионов. И тоже проблемы - не вложила. Но до судебных
разбирательств дело там не дошло. Руководство районов вступило в
переговоры с фирмой. - Мы брались за обслуживание жилищного фонда, чтобы
посмотреть на этот бизнес, оценить его перспективы... - объясняет
президент "Созвездия" Владимир Хильченко. - Скажу откровенно - бизнеса
здесь пока нет. По крайней мере в тех условиях, которые нам предложены.
Инвестиции - это деньги, которые должны вернуться сторицей. Как,
спрашивается, я могу считать вложенные средства инвестициями, если за год
действия договора я наверняка не смогу вернуть их? При этом мне еще и
предписывают, на что их потратить... Получается, что меня вынуждают
заниматься не бизнесом, а благотворительностью... Благотворительностью компании, конечно, заниматься не
желают. А потому все, кто декларирует свой приход на рынок коммунальных
услуг, на самом деле берут свое в иных отраслях - смежных. А присутствие в
"коммуналке" - это так, между прочим: для одних - прикрытие иных способов
получения прибыли, для других - дорога к сердцу районных
администраций... Крупный частный бизнес, как утверждают вместе с Хильчуком
руководители многих частных структур, может по-настоящему прийти в
жилищно-коммунальную сферу и быть там полезным, только если получит право
управления. Это первое. Второе - объем жилья, управление которым может
быть эффективно, не может быть меньше миллиона квадратных метров. Иначе
средства, которые платит за свои квартиры население, не позволят, скажем,
вести ремонтные работы или закупать необходимое оборудование в кредит...
Есть, конечно, и третье, и четвертое, и пятое... Обязательное условие нормальной работы, по мнению
бизнеса, - прямые договоры управляющей организации с монополистами. У кого
прямой договор - у того и возможность получать дополнительные средства за
счет установки счетчиков, применения энергосберегающих технологий. Сегодня
все прямые договоры - у районных жилищных агентств. Экономить для чужого
дяди? Увольте. Столь откровенное признание бизнесменов в том, что они
хотели бы на "коммуналке" делать деньги, коробит сотрудников многих
районных администраций, жилищных агентств и жилкомсервисов. Они
предпочитают говорить на ином языке: о заботе о людях, о недостатке
финансирования, о нехватке кадров... Обо всем том, о чем они говорят уже
пятнадцать лет. А еще: - Придет, мол, сейчас к вам в дом дядя бизнесмен. И тогда
он вам, господа-товарищи жильцы, покажет, что такое рынок. Мало не
покажется... Действительно, страшно. Но порой кажется, что сами они
боятся дядю бизнесмена больше, чем господа-товарищи... Хотя бизнес у самих
жилкомсервисов - тех самых структур, в которые теперь превратились
знакомые всем жилконторы, - в последние год-два идет более чем неплохо. По
крайней мере это следует из годовых отчетов. У некоторых из них откуда-то
взялась прибыль по десятку миллионов рублей. Откуда? И почему наличие
столь значительной прибыли весьма скромно отражается на качестве
обслуживания? Почему адресные программы ремонта расширяются не за счет
этой прибыли, а на одни только бюджетные деньги? |
Copyright (C) 2000 Издательский дом
"С.-Петербургские ведомости" 191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25. Телефон: +7 (812) 325-31-00 Факс: +7 (812) 164-48-40 E-mail: post@spbvedomosti.ru |